Удивительный самородок.

В Казахстане, в целинном краю, родился мальчик, которого назвали Валерием.
Детство, оно всегда прекрасно, даже если ты родился в небогатой семье, если игрушки себе делал сам. Сначала – это обычная палка, лихо осёдланная и воображаемая конём, потом самодельные лыжи и льдянки. Вы спросите, что такое «льдянки»? Ну, как тут не понять? Всё очень просто: в мороз круглая ёмкость (иногда просто выбоина на дороге) заливается водой. Когда вода замерзает, круглую ледышку выковыривают, шлифуют каким-нибудь камнем, и с горы мчатся на ней вниз! Ни с чем несравнимый восторг вытесняет и холод, и голод трудных для страны лет, на которые пришлось детство Валерки.
В это голодное время Валерик чуть было не погиб вместе с друзьями.
Голод диктовал свои правила и свои вкусы. Именно он пристрастил мальчишек к лесной охоте с силками. Мелкая живность, попадавшая в петли, становилась предметом ребячьих пиршеств. Летом охота, а весной «походы по зорению»: азартно, даже алчно разоряли птичьи гнёзда. Но разоряли, ни ради озорства, а чтобы нескончаемо жадно лакомиться сырыми яйцами пернатых.
У многих лесных обитательниц первая кладка яиц бывает рано: весна только начинается. Поэтому ребятня собиралась в «походы по зорению», когда земля оставалась покрытой проталинами.
Плохонько одетые, в калошах на босу ногу, мальчики, вооружившись длинными палками, ходили по лесу в поисках гнёзд.
В одном из таких походов началась метель. Устрашающе засвистел, сбивая детей с ног и пригибая к земле деревья, неистовый ветер. Мальчики скучились и пошли домой, но быстро поняли, что заблудились, потому что оказались по колено в мёрзлой, подёрнутой крошащимся ледком жиже. Шли молча и долго, стараясь не потеряться, не отстать друг от друга. Очень хотелось спасть. Сон ещё больше ветра валил с ног. Но ребята упорно продвигались вперёд, потому что хорошо усвоили урок школьного учителя: в таких случаях спать нельзя. Наконец вышли из лесу то ли в огромное поле, то ли в степь, где ветер бесчинствовал ещё свирепей. Мимо мальчиков несколько раз промчались табуны лошадей, стада коров. Дети продолжали идти. К вечеру дошли до огромной кучи «назёма», так называли навоз. Слежавшийся, он был тёплым внутри. Залезли в него, глаза слипались от желания заснуть. С теплом вернулась возможность рассуждать: там, где навоз и домашние животные, должно быть поблизости селение. Стали осматриваться, увидели мелькнувший сквозь метель огонёк. Выбрались из кучи снова в метель и, совершенно окоченевшие от холода, из последних сил побрели на искорку света, который вывел детей к казахским юртам. Чабаны ушли на поиски пропавшего в метель скота, а бедствующих, как родных, встретили казахские женщины: обогрели, накормили, напоили, показали дорогу домой. Оставшиеся два километра сытым детям дались уже не так мучительно.
Взрослые уже давно искали пропавших ребят. Их подхватили на руки, занесли в дом, растёрли и напоили самогоном, уложили спать.
Детская память забыла о перенесённом страхе, смертельной усталости и обморожениях. Она оставила только воспоминания о жажде приключений.
Скоро пришло лето. Летом игрушки и вовсе не нужны, когда ты умеешь кричать звонче птиц, бегать быстрее ветра, плавать так, что все мальчишки, даже которые старше, иззавидовались. А нырять – это и вовсе невиданное для окружающей детворы искусство! Нужно знать секрет, как подольше задержать дыхание, нырнуть и вынырнуть только тогда, когда не только друзья, но даже и недруги готовы взмолиться: «Ва-а-але-е-ер-ка-а-а!!! Ну, где-е-е же ты-ы-ы?».
Хорошее время – детство! У всех, всегда! А тут ещё столько живности во дворе: кошки, собаки, корова, телёнок. Это тоже хозяйство, а значит, и забота Валеры. И это ещё не всё! Валеркино детство было наполнено тем, что не иначе, чем чудо, не назовёшь.
Когда Валерику не было и шести лет, душа его вдруг задрожала от восторга: мальчик услышал первые звуки, издаваемые балалайкой. Очарованный ими, ребёнок пошёл на звук. Его глазам предстала завораживающая картина: по струнам балалайки эдак весело выплясывали пальцы местного музыканта. У одной руки был характер сдержанный, у другой – бойкий, игривый, бесшабашный. Валерка так и замер от восхищения: вот бы попробовать! И попробовал! И получилось! Да ещё как! Малолетний балалаечник стал на долгие годы самым востребованным музыкантом в округе, его приглашали на все праздники.
Чуть позже Валерий познакомился с гитарой. И когда мальчику разрешили взять её в руки, она запела, будто ждала этих детских ручонок всю жизнь.
Девятилетнего музыканта мама повела на заезжих артистов, ставивших музыкально-драматический спектакль «Наталка-Полтавка». Валерий просто-таки захворал от первых же звуков баяна. Он не находил себе места до тех пор, пока не узнал, что в семье Ивашки, жившего через дорогу, есть этот самый распрекрасный баян. Валера стал изо дня в день навещать Ваню, чтобы смотреть на инструмент, прикасаться к нему. Хозяева баяна, зная о необыкновенных способностях юного гостя, видя, как он самозабвенно исследует каждую кнопочку баяна, разрешали приходить ежедневно и заниматься у них. Показать что-то на клавишах, посоветовать что-либо ученику-баянисту было некому, и Валера сам себя учил игре на баяне по своему собственному разумению.
Так, неожиданно ворвавшаяся в жизнь мальчика музыка скрасила его детство военного времени. С нею он забывал обо всех невзгодах и трудностях.
Когда настало время идти служить в армию, Валерий (самоучкой) уже хорошо играл на многих инструментах. В армии он узнал об известном советский гитаристе –заслуженном артисте РСФСР Александре Михайловиче Иванове-Крамском, который с 1933 года выступал как исполнитель-гитарист соло и с крупнейшими певцами того времени – Н. А. Обуховой, И. С. Козловским и другими. В 1939 году Александр Михайлович получил Первую премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах. В Советском Союзе имя  Иванова-Крамского звучало как синоним эталона гитарного мастерства, изысканного музыкального вкуса, особенно в вопросах интерпретации музыкальных фольклорных произведений. Также он известен как автор более пятисот сочинений для гитары, многих аранжировок и школы для 6-струнной гитары (издание  1947 г.). 
Рядовой Валерий Гомозов написал Александру Михайловичу письмо о своей мечте – учиться музыке, о том, что начал осваивать ещё и аккордеон. И, как вы правильно догадались, получил ответ, потому что великие, как правило, просты в общении. Иванов-Крамской очень живо отозвался, написал, что Валерию необходимо найти «Самоучитель» для интересующего инструмента, и дал несколько практических советов.
И всё же, хотя таланты рядового Гомозова приветствовались командующим составом, в армии пришлось овладевать не музыкальной грамотой, а лётным делом: Валерий был направлен в школу военных лётчиков, где он совершил несколько полётов на двукрылом У-2. Но школу вскоре почему-то расформировали, и недоучившихся курсантов, в число которых попал Валерий, в срочном порядке «выпустили» бортовыми механиками достаточно больших машин – двухмоторных транспортных Ли-2. Валерий продолжил службу в Австрии, потом в Венгрии и отдал авиации пять лет. Бортовым механиком летал в Союз: в Воронеж, подмосковные Люберцы, Ташкент.
Полёт во Львов, когда на Украинскую землю должны были доставить генерала авиации, а обратным рейсом забрать в часть груз, чуть было не закончился гибелью экипажа и важного пассажира. Для перелёта через границу даётся пароль, а передающая сторона ошиблась и вместо пароля «АВС-201» передала «АБЦ-201». Когда самолёт подлетал к границе, его стали запрашивать, каков «потолок» (то есть, высота), какова скорость полёта, каков курс по градусу, и, наконец, пароль. Как только прозвучал пароль, радиосвязь немедленно прекратилась. В этот момент штурман говорит:
- Командир, нас немного снесло ветром влево, нужно поправить на полградуса.
Поправили. И эти полградуса вместе с мелким моросящим дождём спасли военных и машину. Она на какое-то время исчезла с радаров. На земле в это время была объявлена тревога. В небо поднялись три МИГа. И когда Ли-2 начал проходить пролётные ворота, два самолёта-перехватчика «прижались» к нему с боков, а третий стал «давить» сверху, то есть повели на вынужденную посадку тех, кто сами намеревались сесть. Связи не было никакой, лётчики Ли-2 не поняли, что происходит. Командир экипажа говорит:
 - Вот молодцы! На халяву учения провели, сделали нас объектом учений!
Самолёт сел, и Валерий, как было отработано до автоматизма, выскочил из самолёта вставить штопор в шасси, которые могли сложиться от ветра, из-за чего машина села бы «на пузо». В момент прыжка из самолёта на землю он боковым зрением увидел штык, на который мог напороться, но успел отбить его отработанным приёмом из рукопашного боя. Штопор вставил, но тут его скрутили и запихнули с отборной руганью снова в самолёт, который объявили арестованным. Экипаж также подлежал аресту. Недоразумение, которое стремительно разворачивалось в военный конфликт, удалось разрешить, благодаря тому, что на борту Ли-2 в качестве пассажира находился генерал авиации. Когда «нарушители государственной границы» вернулись на свой аэродром в Венгрии, сослуживцы встречали их со слезами на глазах, страстными рукопожатиями и объятиями, потому что откуда-то прошла дезинформация: самолёт сбит союзными силами ПВО.
В армии Валерий сдружился с Николаем Моторным из пос. Белицкого на Украине, который под «руководством» рядового, а позже курсанта и сержанта Гомозова осваивал один музыкальный инструмент за другим.
Так, родилась первая музыкальная группа под руководством Валерия Гомозова. К друзьям присоединились ещё несколько человек. Валерию приходилось писать партии для каждого инструмента, потом проигрывать мелодию для музыкантов, чтобы те заучили, в итоге все произведения играли без нот.
После демобилизации настало время для музыкальной учёбы. Но сформировавшийся мужчина понимал, что есть пожилая мать, брат, сестра, которым нужно помогать, позже в семью вошла молодая горячо любимая жена. Учёба стала возможной только на заочном отделении. Сначала Валерий Иванович окончил Павлодарское музыкально-педагогическое училище, потом Заочный Народный Университет Искусств (ЗНУИ), где, к слову сказать, занимался у мужа Людмилы Лядовой – композитора Томаса Карганова, кавалера ордена «Дружба народов», заслуженного деятеля искусств России, лауреата премии правительства Москвы. Занимался жадно, понимая, что опаздывает в жизни, что многое потеряно ещё в детстве. Тогда молодой музыкант и представить себе не мог, что когда-то его собственные произведения будут стоять в сборниках рядом с именем самой Людмилы Алексеевны Лядовой.
Помимо учёбы, приходилось искать работу, приносящую доход, на который можно было жить семье. Уехал к другу в Белицкое – донбасский посёлок. Работал подземным слесарем на шахте. Любовь молодого человека к музыке быстро передалась односельчанам. Вокруг него стала группироваться творческая молодёжь. Вскоре Валерия пригласили работать в клуб. Клубу не давала работать местная шантрапа, и комсомольцы организовав дружину по охране порядка, быстро навели его. Клубная самодеятельность стала заметной и любимой в посёлке и далеко за его пределами, поэтому в клубе стали проводиться районные и областные комсомольские слёты и фестивали.
Со временем шахта была закрыта, и в поисках работы Валерий Иванович вернулся на Родину, в Кокчетав, где стал заведующим клубом, находившимся на окраине целинного городка. Здесь в обязанности В. Гомозова входило не только внедрять культуру в массы, но и вести воспитательную работу с лицами, бывшими не в ладах с законом.
При первой встрече с подопечными Валерий сразил их «блатной» кепкой и интеллигентностью речи. А когда оказалось, что он мастак «жарить на всех инструментах», хулиганы повалили записываться в самодеятельность и «по своей инициативе» навели порядок в районе. Валерий не раз задумывался над тем, что судьба знала, какие книги преподносить ему в юности: «Педагогическую поэму» и «Флаги на башнях» Антона Макаренко, позже – «Республику ШКИД» Григория Белого и Леонида Пантелеева.
Природа наделила В. И. Гомозова художественным даром. Когда уже известный в округе музыкант показал свои работы в художественной студии, ему сказали, что он почти готовый художник и направили в художественную мастерскую на стажировку. Но таланту живописца не позволили развернуться в полную силу 700  песен, написанных Валерием Ивановичем и им же аранжированных.
Конечно же, уникальный самородок не мог отказаться от предложения возглавить музыкально-художественный и спортивный сектор во Дворце Кокчетавского Механического завода. И снова молва понеслась по области. Большой оркестр и танцевальный коллектив, созданные во Дворце культуры, бесконечно приглашались в областной центр и за его пределы.
Тем временем, Валерий Иванович освоил саксофон и кларнет, и вот уже в его багаже – щипковые, струнные, кнопочные, клавишные и духовые инструменты! Не отставать же с ударными! Освоил и ударные! И без дирижёрских навыков никак нельзя!
Стали выставлять творческий коллектив В. И. Гомозова на конкурсы. В семидесятых годах на всесоюзном конкурсе в Москве исполнители заняли первое место, в то время, как на отборочном туре в Алма-Ате только второе. Начались поездки на гастроли за рубеж, где было много новых эмоций, впечатлений, и снова одна за другой полетели в народ песни, написанные Валерием Ивановичем.
В 1967 г. Валерий Гомозов награжден знаком Министерства культуры СССР «Отличный работник культуры». Приказ о награждении подписан министром культуры СССР Екатериной Фурцевой.
Жизнь не состояла из одних праздников. Работая в Уральской филармонии, ездил с концертами по городам и сёлам, находившимся друг от друга на расстоянии 60-100 километров. Артистическая бригада попадала в снежные заносы, и трактор вытягивал автобус с актёрами из сугроба и доставлял его к сельскому клубу. Однажды пришлось лететь в самолёте, в котором до этого перевозили скот. Мало того, что летели в ужасной антисанитарии, «кукурузник» весь полёт был с открытым входом, но окоченевшие артисты не ударили в грязь лицом перед горячо встретившими их селянами.
С 80-х годов Валерий Иванович уже отогревался в Крыму. Его последнее детище, созданное в 1983 г.,- вокально-инструментальный ансамбль симферопольского пивзавода «Крым» очень плодотворно просуществовал 20 лет.
Всю жизнь, каким бы коллективом не руководил Валерий Иванович, его любили, в первую очередь, как наставника.
700 песен на стихи поэтов из Казахстана, России, Белоруссии, Украины и около 20-ти инструментальных произведений написано Валерием Ивановичем. Трудно подсчитать, скольких людей, обучил он нотной грамоте, скольким дал музыкальную путёвку в жизнь!
Композитор сотрудничал с 70 поэтами. Им написаны песни совместно с Ольгой Голубевой, носящей звание «Почётный крымчанин»; с заслуженной артисткой АР Крым Ларисой Тимофеевой; заслуженным работником культуры АРК Владимиром Грачёвым; лауреатом Премии АР Крым Лидией Огурцовой; лауреатом Премии им. Дувана Сергеем Овчаренко; Ольгой Бондаренко, Татьяной Парусниковой, Инной Козеевой, Галиной Куберской и многими другими.
Плодотворным было сотрудничество с авторами, ушедшими из жизни, - Александром Рудём, Евгением Веремеенко и Ларисой Фисейской.
Фортуна – очень избирательная дама. Скольких талантливых людей она не приметила! Этого нельзя сказать о Валерии Ивановиче. Но совершенно, очевидно, что нами, его современниками, его труд ещё не оценен по достоинству.
Ольга Иванова, заслуженный деятель искусств АР Крым.
Фото Владимира Коломийцева. На фото справа налево: юбиляр – Валерий Гомозов, Лариса Тимофеева, Леонид Белый, Ольга Иванова.